Categories: О месяце
      Date: 19.05.2011
     Title: Горячие вопросы Лаг Баомера

В середине невеселого периода отсчета омера есть один день, Лаг Баомер, в который мы радуемся, поем и танцуем у костров. Почему?



Почему отсчитывают омер?

Начиная со второй ночи Песаха и до кануна Шавуота, мы исполняем заповедь отсчета омера. Каждый год мы отсчитываем сорок девять дней – семь полных недель, по завершении которых отмечаем Шавуот, что в переводе на русский язык означает "недели".

Отсчет омера – заповедь Торы. Поэтому перед ее выполнением мы произносим особое благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ СФИРАТ АОМЕР.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отсчитывать омер.

Благословение может произносить тот, кто не пропустил ни одного дня отсчета. Тот, кто пропустил хоть один день, должен послушать, как это благословение произносит кто-то другой, ответить "Амен" и после этого отсчитать очередной день.

Во времена Храма после окончания отсчета омера, на 50-й день после начала Песаха, в Храм приносили особое пожертвование из нового урожая пшеницы. Принося это пожертвование, им покачивали в четыре стороны света, что символизировало присутствие Всевышнего во всем мире.

Итак, почему же мы отсчитываем омер?

Прежде всего, отсчет омера символизирует нетерпение перед получением Торы в праздник Шавуот. Так маленькие дети считают дни до каникул. Ведь, в каком-то смысле, мы получаем Тору каждый год заново.

Кроме того, период от Песаха до Шавуота предназначен для работы над собой. Когда евреи, более 3300 лет назад, вышли из Египта, они мало чем отличались от египтян. Они погрязли в духовной нечистоте. После выхода из Египта они словно родились заново, стали быстро подниматься по лестнице духовного самосовершенствования и достигли таких вершин, каких не достигали никогда ранее. До такой степени, что, стоя у подножия горы Синай во время получения Торы, выглядели ангелами. И все это за 49 дней!

Заповеди Торы – это не только история. Для нас это вечный жизненный урок. Мы относимся к Торе так, как будто только сейчас получили ее заново. И с таким же энтузиазмом мы относимся к ее заповедям.

Из отсчета омера мы должны вынести соответствующий урок. Мы должны посвятить этот период года самосовершенствованию. Тора не дает нам почивать на лаврах. Она требует постоянно ставить новые цели и идти к ним.

Духовную работу еврея в этот период можно сравнить с марафоном. Мы намечаем цели и стараемся каждый день немного улучшиться. Мы заглядываем в собственное сердце и пытаемся искоренить из него нежелательные качества. Например, если нам трудно заставить себя помогать людям, мы должны стараться делать это как можно чаще. И так с любым положительным качеством.

Лаг Баомер

Посреди периода отсчета омера, столь далекого от веселья, есть один день, Лаг Баомер, когда мы празднуем и веселимся. Лаг Баомер означает в переводе с иврита "тридцать третий день омера", каждый год он приходится на одну и ту же дату, 18 ияра. Отмечают его, кроме прочего, зажиганием костров, стрельбой из лука и поездкой на могилу раби Шимона бар Йохая на горе Мирон в Израиле. Во многих городах мира еврейские общины устраивают "парады единства" для детей. Еврейские дети разных общин шагают вместе, произносят 12 отрывков из Торы и слушают еврейские истории.

Почему в Лаг Баомер?

В этот день произошло два события:

  1. Закончилась эпидемия, которая длилась с начала Песаха и унесла жизни 24000 учеников раби Акивы. Эта кара постигла их за то, что они недостаточно уважительно разговаривали друг с другом.
  2. Ушел из этого мира великий раби Шимон бар Йохай, праведник эпохи танаев, автор книги "Зоар" (основы каббалы).

В день своей смерти раби Шимон открыл ученикам великие тайны Торы и приказал им ежегодно радоваться в этот день. Знатоки учения хасидизма объясняют, что в годовщину смерти праведника его свет влияет на того, кто считает себя его учеником.

В день Лаг Баомера прерывается траурный период. Он считается праздничным, и в этот день не говорят "Таханун".

Почему в Лаг Баомер жгут костры?

Самый любимый детьми обычай Лаг Баомера – костры. Их зажигают в память о свете, который открыл нам раби Шимон в течение всей своей жизни и особенно – в день ухода из мира.

Принято также выходить в поле и стрелять из лука в память о том, что в течение всей жизни раби Шимона на небе не показывалась радуга, являющаяся знаком гнева Всевышнего.

Многие едут на могилу раби Шимона на горе Мирон, где зажигают центральный костер праздника.

Парад Лаг Баомера

Любавичский Ребе призвал еврейских детей во всем мире объединиться в этот день и провести парад единства. С тех пор в разных городах мира проводятся парады еврейского единства.

Свет костров символизирует тот свет, который открывается, когда евреи объединяются.

В душе каждого из нас скрыта искра, которая стремится вверх, к Всевышнему. Когда мы разобщены, искра гаснет. Но когда мы объединяемся, искры превращаются в костер.

Почему мы празднуем события, которые произошли две тысячи лет назад?

Эти события влияют на нас до сих пор. Раби Шимон открыл нам тайны каббалы. Раби Акива оставил нам свое учение в Мишне и Талмуде. То, что открыто ими, мы изучаем до сих пор, и их образы остаются для нас примером для подражания.

№: 25