Categories: О месяце
      Date: 10.05.2011
     Title: "Социальные" заповеди Торы

В дни отсчета омера – от Песаха до Шавуота – умерли двадцать четыре тысячи учеников раби Акивы. Все они были праведниками и мудрецами. За что же они были так наказаны? За то, что недостаточно уважительно разговаривали друг с другом.

 



Старосты одной синагоги решили ввести в ней новые правила. Нашлись несогласные, начался спор, община раскололась на партии… Раввин общины пригласил старост к себе в кабинет и сказал им:

 

"Прежде чем вы изложите мне доводы в защиту своих нововведений, я хочу обратить ваше внимание на один факт. Заповедь молитвы введена нашими мудрецами. Стремясь улучшить порядок молитвы, вы вызвали злословие, споры, ненависть между людьми – то есть все то, что запрещено Торой*".

 

 

Заповеди Торы делятся на две категории: "между человеком и Б-гом" и "между людьми". К заповедям между человеком и Б-гом относятся такие, как соблюдение субботы, кашерное питание, молитва.

К категории "между людьми" относятся такие заповеди как, например, запрет лжи, воровства, злословия, заповедь возвращения пропажи, уважения родителей.

Среди законов Дня Искупления есть один, который гласит, что для искупления нарушений "между человеком и Б-гом" достаточно искреннего раскаяния и решения не поступать так в будущем. Но для того, чтобы искупить нарушение заповеди "между людьми", необходимо компенсировать ущерб и попросить прощения у того, кому ущерб нанесен. При этом пострадавшему следует простить обидчика. В случае если пострадавший отказывается простить, причинивший ущерб должен трижды попросить у него прощения – на этом нарушение заповеди считается искупленным.

Огромное значение, которое Тора придает заповедям "между людьми", говорит о том, что они важны не только с социальной, но и с религиозной точки зрения.

Более того, когда старца Гилеля попросили выразить всю Тору одной фразой, он ответил: "Чего не любишь сам – не делай другим". Наши мудрецы в "Пиркей авот" ("Поучения отцов") говорят: "Кто хорош для людей – хорош для Б-га. А кто плох для людей – плох и для Б-га". В учении хасидизма любви к евреям придается особенно большое  значение. Великие основатели этого учения говорили, что любовь к евреям – это ворота, через которые приходят к Б-гу.

Заповедь уважения родителей

Уважение к родителем Тора сравнивает с Б-гобоязненностью. "Уважение к родителям равно тому, как если бы Б-г собственной персоной жил среди них, и они оказывали ему это уважение". Вот как она объясняет это: "Трое создали каждого человека – Всевышний, отец и мать".

Кроме уважения к родителям человеку предписывается еще и чувствовать страх перед ними. Что это означает? Например, не садиться на их место за столом, не оспаривать их слова (даже если они неправы) и не подтверждать их слова в их присутствии, поскольку авторитет родителей не может быть подтвержден детьми.

До какой степени следует бояться родителей? Даже если сын, в нарядной одежде, находится среди большого общества и является его главой, а отец или мать приходят, плюют ему в лицо, рвут его одежду и проклинают его, он не должен отвечать им тем же, а должен промолчать, однако при этом он может подать в суд на компенсацию материального ущерба.

Как следует уважать родителей? Кормить, поить, одевать, помогать во всем необходимом и делать это с приветливым выражением лица. Тот же, кто кормит родителей с недовольным лицом, будет наказан за это.

Нельзя будить родителей, даже если от этого сын понесет ущерб. Но если ущерб понесут родители и известно, что они будут сожалеть об этом – нужно их разбудить. Также следует будить родителей для исполнения заповеди, поскольку сами они тоже обязаны уважать Всевышнего.

Если человек знает, что кто-то готов исполнить его просьбу ради его отца, должен сказать: "Сделайте это ради моего отца", даже если ее исполнили бы и без этого. Это необходимо, чтобы добавить отцу почета.

Если сын сделал что-либо по поручению матери, а отец рассердился и спросил, кто велел ему сделать это, нельзя говорить, что мать сказала, чтобы отец не рассердился на мать. Нужно принять вину на себя.

Дети должны вставать, когда родители входят в комнату.

Уважать родителей следует и после их смерти. Первые двенадцать месяцев после их смерти, упоминая их, следует прибавлять "Да падут на меня их прегрешения". Через год после смерти, когда искупление грехов заканчивается, следует прибавлять "благословенной памяти".

Даже если родитель – плохой человек и даже преступник, следует уважать и бояться его. Даже мамзер (ребенок от незаконной связи) должен уважать и бояться отца.

Если отец нарушает закон Торы, запрещено говорить ему об этом напрямую. Следует спросить его, что в Торе написано по такому-то вопросу, чтобы он догадался сам, и ему не было бы неудобно.

Каждый, кто позорит родителей, даже намеком, проклят Всевышним.

Нельзя делать своим родителям кровопускание, вынимать занозу, оперировать их, если есть кто-то другой, который может сделать это не хуже.

Даже если отец или мать сошли с ума, дети должны стараться вести себя с ними сообразно их понятиям; если же они буйствуют, следует оставить их в покое. Если необходимо предпринять какие-либо действия, чтобы успокоить или улучшить их состояние, следует предоставить предпринимать эти действия другим. Только если никто другой не может выполнить эти действия, тогда их должны сделать их дети.

Вместе с тем нельзя злоупотреблять своим родительским правом на уважение, выставляя чрезмерные требования и провоцируя детей на их невыполнение. Следует относиться к исполнению ими заповеди уважения снисходительно, поскольку у родителей есть право не требовать уважения к себе.

Уважать нужно также жену отца, пока отец жив, и мужа матери, пока мать жива. Будет правильным продолжать уважать их и после смерти родного родителя.

Нужно уважать и старших братьев, как по отцу, так и по матери; свекра и свекровь, тестя и тещу, дедушек и бабушек; но все это не в ущерб уважению к родителям.

Заповедь помощи ближнему

Наши мудрецы отмечали особую важность помощи ближнему. В "Поучениях отцов" сказано: "Мир стоит на трех вещах – на Торе, служении Всевышнему и помощи ближнему".

Помогать ближнему можно двумя способами:

1. Дать ему денег в долг или безвозвратно.

2. Помочь делом (накормить голодного, посетить больного, приютить бездомного, проводить в последний путь, утешить скорбящих), добрым словом или просто выслушать.

Заповедь гостеприимства

Принять у себя дома путников и дать им бесплатно все необходимое – заповедь. Особенно если путники – нищие. Пример исполнения этой заповеди – поведение праотца Авраама, который специально с целью приема гостей построил шатер с четырьмя входами. Авраам приносил своим гостям воды вымыть ноги от дорожной пыли, давал им отдохнуть в тени и кормил сытно и вкусно.

Гостеприимство – одна из шести заповедей, награда за которые ждет нас и в этом, и в будущем мире.

Заповедь возвращения пропажи

Человек, увидевший потерянную вещь, обязан поднять ее и сделать все, чтобы вернуть хозяину. Если у вещи есть характерные признаки, отличающие ее от других подобных вещей, следует сделать объявление о находке и вернуть ее тому, кто назовет эти признаки.

У некоторых вещей нет особых признаков – например, у денежных купюр. В этом случае нет обязанности искать хозяев.

Заповедь благотворительности

Это одна из самых главных заповедей. О ней наши мудрецы сказали: "Велика благотворительность, ибо приближает Избавление". Благотворительность искупает грехи. Совершая ежедневно акт благотворительности, мы приучаемся жертвовать собой ради ценностей, в которые верим.

В наш век потребления значение этой заповеди особенно возрастает, поскольку она приучает нас жертвовать своими эгоистическими интересами ради ближнего, предпочитать духовное материальному, душу – телу, ценности – прихотям.

Есть у этой заповеди и еще один аспект. Мы видим, что люди привязаны к своим деньгам. Иногда человек воспринимает лишение денег, как лишение жизни. Ведь в добывание этих денег он вложил душу и потратил жизнь и может с их помощью купить то, что ему необходимо для жизни. Поэтому, отдавая деньги ближнему, мы как бы жертвуем ради него своей жизнью.

У этой заповеди есть еще одна уникальная особенность. Про все прочие заповеди сказано, что нельзя испытывать Всевышнего, то есть говорить: "Я это сделаю, и посмотрим, чем Всевышний мне отплатит". Но о заповеди благотворительности сказано: "Испытывайте Меня этим". Это значит, что, жертвуя на благотворительность, можно молиться – и молитва будет услышана. Благотворительное пожертвование считается ссудой Всевышнему, а этот должник всегда платит с лихвой.

Согласно законам Торы следует отдавать на благотворительность десятую часть доходов. В некоторых общинах установились обычаи отдавать пятую часть.

Вера в Б-жественное Провидение обязывает нас видеть свои деньги как залог, который Всевышний оставил у нас в руках, чтобы мы тратили его на то, что угодно Ему. Поэтому благотворительность на святом языке называется "цдака", от слова "цедек", справедливость.

Делать пожертвование нужно каждый день, а в канун суббот и праздников жертвовать двойную сумму, поскольку в субботу и праздники делать это нельзя.

В каждом еврейском доме должна быть копилка для благотворительности.

Важно приучать к благотворительности детей. Лучше всего, чтобы у каждого ребенка была своя копилка для благотворительности, в которую он будет опускать по монетке каждый день, а когда она наполнится – сам решит, кому отдать эти деньги.

Заповедь посещения больных

Хотя заповедь посещения больных – это всего лишь одна из заповедей Торы, в Торе она называется великой. Наши мудрецы посвятили много слов описанию ее значения. Это также одна из шести заповедей, награду за которые человек получает и в этом, и в будущем мире.

Каждый, кто посещает больного, уносит одну шестидесятую часть его болезни. Тот же, кто мог бы посетить больного, но не сделал этого, как будто пролил невинную кровь.

У посещения больных несколько целей:

1. Поддержать и порадовать больного.

2. Выяснить, что нужно больному, и удовлетворить эти его потребности.

3. Помолиться за больного, чтобы Всевышний смилостивился над ним.

В исполнении этой заповеди человек принимает участие морально, физически и экономически. Физически – идя к больному и заботясь о его потребностях. Морально – поддерживая его и молясь за него. Экономически – давая ему то, в чем он нуждается.

Нужно входить к больному в веселом настроении и говорить с ним о том, что улучшит его настроение. Не следует давать ему советы, исполнение которых может привести к ухудшению его здоровья.

У этой заповеди нет меры. Можно посещать одного и того же больного хоть по нескольку раз в день, если это идет ему на пользу.

Эта заповедь применима и к больным, лежащим в больнице, хотя они и находятся под присмотром медперсонала.

Заповедь сбора приданого невесте

Раби Ехезкель был старостой по сбору пожертвований. Однажды ему довелось собирать деньги на свадьбу одной очень бедной паре. Он побывал уже у большинства местных богачей и собрал некую сумму, но нужно было еще больше.

И раби Ехезкель решил пойти к еще одному своему зажиточному знакомому. Подойдя к двери, он услышал за ней звуки, напоминавшие плач. Пожалуй, он пришел не вовремя. Но время не терпит, скоро свадьба – и он решительно постучал.

Его знакомый сам открыл дверь. Он был бледен, и, похоже, не спал ночь. Раби Ехезкель извинился за вторжение, оправдавшись срочностью вопроса.

Хозяин дома попросил его простить, но сейчас он просто не в состоянии думать ни о чем, кроме сына, который опасно болен. С минуты на минуту должен придти врач, но и он вряд ли сможет помочь. Сын умирает…

Поначалу раби Ехезкель хотел уйти, чтобы не мешать, но вдруг в его голову пришла мысль… Он схватил несчастного отца за руку и закричал: "Вспомни, что мы произносим каждый день в утренней молитве! "Вот вещи, плату за которые мы получаем и в этом, и в будущем мире… посещение больных… сбор приданого невесте… похороны мертвых…" Наши мудрецы поместили заповедь сбора приданого невесте между посещением больных и похоронами мертвых. Это не случайно! Наши мудрецы знали, что исполнение заповеди сбора приданого невесте отделяет живых от мертвых! Тот, кто дает на приданое, не будет хоронить своих больных!"

У хозяина дома изменилось выражение лица. Он быстро вышел, принес деньги и отсчитал сумму, которой не хватало. Раби Ехезкель от всего сердца благословил его и ушел. А через несколько часов этот человек прибежал к нему домой, тряс его руку и говорил: "Тебя послали свыше! Ты спас моего сына! Врач пришел сразу после твоего ухода и был поражен улучшением его состояния. Ему лучше с каждой минутой. Его жизнь вне опасности!"

* Заповеди иудаизма делятся на заповеди из Торы и заповеди, введенные мудрецами. Если исполнение первых может привести к нарушению вторых, их не исполняют (это относится только к повелевающим заповедям).

№: 25