Categories: Интервью
      Date: 10.05.2011
     Title: "Ни одну не оставить в беде!"

Ругань, побои, страх и одиночество. В этом – вся жизнь еврейских женщин, попавших в плен к своим палестинским мужьям, в палестинские деревни и районы. Кто помнит о них? Кто заботится?



Для активистов организации "Яд леахим" фраза "Ни одну не оставить в беде!" – это не пустой лозунг. Дерзкие операции по освобождению женщин и их детей из плена, социальная адаптация семьи, поддержка и помощь… Прочтете – не поверите!

 

А. осталась без матери в десятилетнем возрасте. Ее братья были значительно старше, вскоре женились и покинули дом. Отец работал день и ночь и был слишком погружен в переживания от потери жены, чтобы обращать внимание на дочь. Она была одинока.

Красивое начало

После окончания школы А. стала работать кассиром в супермаркете. Там она и познакомилась с палестинцем по имени Рами. Он обратил внимание на то, что девушка выглядит одинокой, и обрушил на нее буквально шквал внимания. Комплименты, подарки, приглашения в ресторан… А. происходила из традиционной еврейской семьи и твердо знала, что никогда не выйдет замуж за нееврея… Но Рами был так мил, что она решила – пусть это будет просто краткое приключение. Рами же считал иначе: А. должна быть его! Он продвигался к своей цели медленно, но верно. Звонил ежедневно, затягивая беседы до часу ночи. Появлялся под ее окнами с требованием спуститься вниз. Если она отказывалась от свидания или долгого телефонного разговора, угрожал, что расскажет об их связи ее отцу. Он знал, что А. ни за что не захочет расстроить отца, итак погруженного в депрессию.

Однажды А. решила покончить с этой связью. Она целый день не отвечала на звонки Рами. Он был упорен. На экране ее мобильного телефона отобразилось 68 непринятых звонков. Вечером он позвонил в дверь. А. посмотрела в глазок. Рами был спокоен и улыбался. Предложил посидеть в ресторане.

Внезапно его машина свернула на незнакомую проселочную дорогу. Он остановился, вытащил А. из машины и стал избивать. Грозил убить, если она сейчас же не согласиться стать его женой. Животный страх за жизнь заставил ее согласиться и поцеловать его ботинки. Рами дал ей час на сборы и в тот же вечер отвез в дом своих родителей в Рафиахе – палестинской деревне на египетской границе. Родители Рами видели следы побоев, но даже не поинтересовались, не нужна ли А. медицинская помощь. Через неделю Рами снял квартиру в Хадере и отвез А. туда.

"Семейная" жизнь

Уходя на работу, он запирал дверь и прикреплял к ней снаружи листок бумаги, чтобы убедиться, что его пленница даже не пыталась бежать. А. сидела в плену посреди оживленного еврейского города, беременная, без всякой возможности связаться с внешним миром.

Во время пребывания в родильном отделении Рами неотступно был рядом. Он отказался делать ребенку обрезание и назвал его арабским именем. Побоями он принуждал А. называть сына этим именем и говорить с ним только по-арабски.

За годы жизни с Рами А. родила 

четверых детей. Если Рами слышал, что она называет детей еврейскими именами, которые она про себя дала им, он жестоко избивал ее. Он говорил, что дети принадлежат ему и только ему.

Однажды Рами попался, как работающий на территории Израиля без разрешения, и ему пришлось вернуться в Рафиах. А. и детей он забрал с собой. А. была в таком отчаянии, что даже не пыталась бежать. Она была уверена, что Рами убьет ее или отберет детей.

 

 

 

Во время операции "Литой свинец", когда израильские самолеты бомбили Азу, А. не боялась погибнуть. Она молилась за безопасность израильских летчиков. А в это время семья ее мучителя и ее собственный старший сын орали проклятия евреям.

А. все глубже погружалась в пропасть отчаяния. Она не верила, что когда-либо сможет вырваться из плена.

Операция по спасению

После окончания войны Рами решил нелегально эмигрировать в Иорданию. Он оставил А. и детей в Рафиахе, чтобы забрать их позже, но попался во время перехода границы и был брошен в тюрьму.

Тем временем родным А. удалось установить ее местонахождение и связаться с ней. Они обратились в "Яд леахим", известный своими операциями по спасению евреек из палестинского плена.

В "Яд леахим" связались с армией и вместе с армейскими специалистами составили план операции. А. удалось обманным путем выскользнуть с детьми из-под надзора семьи Рами и добраться до блокпоста Эрез. Там она соврала палестинским полицейским, что едет навестить отца, и проникла на израильскую территорию, где ее уже ждали.

Год семья прожила в убежище для избиваемых женщин при отделе социального обеспечения. Ей помогли встать на ноги экономически, детей устроили в еврейские школы, ее курировал социальный работник. Она и ее дети сменили имена и фамилию и сегодня уже живут в собственной квартире в Иерусалиме. Сама А. теперь работает лектором в "Яд леахим". Она ездит по школам и рассказывает старшеклассницам историю своей жизни. Да, одиннадцать лет ее жизни было перечеркнуто, говорит она, но благодаря этому у нее есть возможность спасти многих девушек от подобной участи.

И – хеппи энд, конечно. Скоро А. выходит замуж за еврейского парня.

Все мы – братья

История А. – одна из многих и многих тысяч!!! подобных историй, хранящихся в архиве "Яд леахим". Историй еврейских девушек, оказавшихся в плену у своих палестинских мужей.

"Яд леахим", что переводится как "Рука братьям", основана 50 лет назад с целью оказания помощи евреям, оказавшимся в опасности отрыва от своего народа. Он спасает евреев, запутавшихся в сетях миссионеров, и девушек, оказавшихся в плену у палестинцев.

В "Яд леахим" ежедневно получают призывы о помощи от родственников этих девушек.

Кроме спасения тех, кто уже попал в беду, в "Яд леахим" занимаются и профилактикой. В частности, посылают в школы лекторов – женщин, испытавших на себе все ужасы от брака с палестинцем.

Нет, это не расизм. Это просто уверенность в том, что любой еврей и еврейка – часть своего народа, и необходимо сделать все, чтобы предотвратить отрыв. Это уверенность в том, что цепочка поколений, уцелевшая за многие века в стольких катастрофах, не должна прерваться!

У "Яд леахим" нет государственных субсидий, она существует целиком на средства жертвователей, но различные государственные структуры прибегают к ее помощи.

Орит, социальный работник из "Яд леахим", согласилась дать нам интервью, приподняв завесу тайны, которой покрыта деятельность организации. Мы не можем опубликовать ни ее фото, ни ее настоящую фамилию: слишком много у сотрудников "Яд леахим" врагов среди палестинцев и миссионеров, которые не брезгуют никакими средствами…

- Как вы получаете призывы о помощи?

- У "Яд леахим" есть горячая телефонная линия, действующая 24 часа в сутки, и интернет-сайт. На телефонные звонки днем отвечает социальный работник, а ночью – обученный телефонист, который сортирует звонки по степени срочности и передает их содержание соответствующим структурам или немедленно, или наутро.

- Кто вам звонит?

- Чаще всего звонят родственники пострадавших девушек. Реже – сами девушки. Иногда звонят случайные свидетели – знакомые, коллеги девушек по работе, учителя и так далее.

- Как вы устанавливаете связь с девушкой, если звонит третье лицо?

- Обычно мы стараемся заручиться согласием самой девушки на общение с нами. Поэтому мы предлагаем позвонившему поговорить с ней и предложить позвонить самой. Не все соглашаются на это: кто-то боится, кто-то чувствует себя неловко. И тогда мы звоним девушке сами и максимально деликатно предлагаем свою помощь.

- Как девушки реагируют на такой неожиданный звонок?

- По-разному. Одни благодарят и готовы принять помощь, другие все отрицают и просят не вмешиваться в их жизнь.

- Как вы поступаете, если девушка отказывается от помощи?

- Деликатно пробуем убедить ее, но не навязываемся. Несмотря на боль, иногда приходится оставить все как есть.

Случается, что девушка, отказавшаяся сотрудничать с нами, просто еще пребывала на "розовом" этапе отношений, но бывает, что позже, она звонит нам уже сама.

- Почему родные девушек не могут помочь им самостоятельно?

- Как правило, в связь с палестинцами вступают девушки из неблагополучных семей или такие, у которых общение с родителями затруднено. Но и когда в семье все благополучно, родители просто не владеют профессиональными техниками, позволяющими освободить девушку из эмоционального, а иногда и буквального, физического, плена.

- Что включает в себя ваша помощь?

- Военной операцией по извлечению из плена все только начинается. Женщину помещают в особое секретное убежище, где она получает все необходимое на первом этапе, как материальное, так и духовное.

Среди прочих мероприятий с ней также беседуют о причинах, которые привели к ее к опасной связи. Наша цель – найти корень проблемы. Ведь то, что произошло – только симптом неблагополучия. Мы понимаем, что если не проделать эту работу сейчас – девушка найдет опасную связь иного рода или иную форму разрушительного поведения.

Кроме того, особая комиссия, которая составляет индивидуальную программу социальной адаптации, принимает решение о материальной помощи вплоть до того момента, как девушка встанет на ноги, особенно когда речь идет о женщине-матери с детьми.

Как правило, палестинские мужья не разрешают своим еврейским женам учиться или работать. Поэтому многие из них нуждаются в помощи в приобретении профессии и трудоустройстве.

Мы предоставляем в случае необходимости адвокатские услуги, отправляем за границу тех, в чьей безопасности есть основания сомневаться, устраиваем детей в хорошие школы.

- Во всех случаях, которыми вы занимаетесь, насилие и жестокость являются частью проблемы, или есть благополучные браки, и единственное, что омрачает общую картину – это нееврейское происхождение супруга?

- Даже если нет избиений, девушка всегда платит слишком высокую цену за эту связь. Отрыв от семьи, социальная изоляция, враждебное отношение окружающих, проблемы самоидентификации и воспитания детей – вот неполный список проблем. И, конечно-же, отрыв от своего народа, от корней.

Но, к сожалению, в большинстве случаев присутствует насилие, шантаж, запугивание. Сценарий всегда один: жертвой избирается одинокая, печальная, неуверенная в себе девушка. Новый приятель буквально обрушивает на нее шквал внимания, подарков, комплиментов и тем самым покупает ее. Несмотря на подозрительное происхождение ухажера, девушка не в силах устоять.

На следующем этапе новый друг отдаляет ее от семьи и друзей, вынуждает уволиться с работы – и все это с целью стать центральной и единственной фигурой в ее жизни, сделать ее полностью зависимой от себя морально и материально.

Как только он чувствует, что девушка полностью в его руках, отношение к ней резко меняется. Унижения, а нередко и побои становятся ее уделом.

- Каким образом палестинским мужьям удается удерживать своих еврейских жен, когда они уже не заинтересованы в этой связи?

- На этом этапе муж уже хорошо изучил слабости жены и умело пользуется ими. Шантаж и угрозы – любые угрозы, например, убить ее родственников, отобрать у нее детей. Вместе с тем ей обещаются золотые горы, если она останется. Девушке, изначально душевно неустойчивой, трудно устоять перед этими манипуляциями.

- Как государственная социальная служба участвует в вашем проекте?

- Мы постоянно на связи с ключевыми фигурами в министерстве соцобеспечения. Нас знают и признают. Совсем недавно министр побывал у нас, ознакомился с нашей деятельностью и был приятно поражен ее размахом.

- Как ты попала на работу в "Яд леахим"?

- "Яд леахим" – это не просто работа по профессии. Это предназначение. Это сочетание желания социального работника, как профессионала в своей области, помочь социальной адаптации девушек, и веры его, как еврея, что ни один сын нашего народа не должен оторваться от своих корней. У нас – важная роль в борьбе против ассимиляции.

Мысли о работе не оставляют меня ни днем, ни ночью. Мои подопечные знают, что я в любое время в их распоряжении. Как говорит одна из них, входя в наш офис: "Пришла домой".

- Что бы ты хотела сказать нашим читательницам?

-К сожалению, среди наших подопечных непропорционально велик процент русскоговорящих репатрианток. Среди причин – бытовая неустроенность, одиночество в новой среде, незнание менталитета палестинцев. Если среди ваших знакомых есть девушки, которые встречаются с палестинцами (имеются в виду как те, что имеют палестинское гражданство, так и граждане Израиля), сделайте все, чтобы предотвратить или пресечь опасную связь. Помогите девушке связаться с нами.

 

№: 25