Categories: О месяце
      Date: 17.01.2011
     Title: Что общего между еврейским народом и деревьями

"Ибо человек – дерево полевое". Дерево стоит голым и оледенелым зимой. Листья его опали, вьюги пригибают его к земле, пытаясь сломать. Глядя на него, не верится, что оно когда-нибудь еще зазеленеет.



И все-таки именно зимой мы празднуем новый год деревьев, веря, что придет пора – и оно покроется листьями и цветами и принесет плоды.

Так и евреи – они в изгнании, и их духовный уровень не оставляет надежды на будущее… Но именно сейчас загорается свет Избавления, свет Машиаха.

(Чортковский Ребе.)

Человек и дерево

В Торе сказано (Дварим, 20:19) "Ибо человек – дерево полевое". Как дерево всегда соединено со своим источником, с дающей ему силы землей, точно так же и еврей, зарабатывающий свой хлеб, должен черпать силы из своих юных лет, когда он сидел и учил Тору.

("Сборник бесед".)

Дерево и мудрец

Сказал раби Йоханан: "Почему сказано, что человек – как дерево полевое? Потому что о дереве сказано: от него питайся и не выкорчевывай его. Как применить это к человеку? Если он мудрец Торы – питайся от него [духовно] и не искореняй его…"

(Трактат "Таанит", 7:1.)

Дерево в человеке

В человеке есть и растительная часть, и животная, и даже неживая природа. "Растительная" часть человека – это чувства. В Талмуде задается вопрос: разве чувства – это самое важное в человеке? Разве величие человека не измеряется его разумом? И тут же дается ответ на этот вопрос: разум имеет ценность только тогда, когда он влияет на чувства и поступки.

("Собрание бесед".)

Для потомков

Однажды Хони Амеагель увидел человека, который сажал рожковое дерево. Хони спросил: "Через сколько лет это дерево начнет давать плоды?" Человек ответил: "Через семьдесят лет". Хони спросил: "Неужели ты думаешь, что доживешь до этого времени?" Человек ответил: "Я пришел в мир, в котором уже плодоносили рожковые деревья, посаженные предками. А я посажу рожковые деревья для потомков.

(Трактат "Таанит", 23:1.)

Ту Бишват и Земля Израиля

Однажды в праздник Ту Бишват во время трапезы раби Менахем-Мендл из Коцка попросил своего ученика раби Ицхака-Меира (будущего автора "Хидушей Арим") сказать слова Торы на тему дня. Раби Ицхак-Меир стал излагать запутанный вопрос, связанный с датой Нового года деревьев.

Раби Менахем-Мендл выслушал его и заметил: "Если бы мы были сейчас в Земле Израиля, нам было бы достаточно выйти в поле и посмотреть на деревья, чтобы понять, когда праздновать Новый год деревьев. И спорить бы не пришлось. Там, в Земле Израиля, Новый год требует не рассуждения, а исполнения».

("Сборник мудрости".)

Дерево, не приносящее плодов

Раби Шнеур-Залман из Ляд сказал как-то своему ученику, не последнему мудрецу Торы: "Сказано, что человек – как дерево полевое. Не каждое дерево приносит плоды. Точно так же и человек может знать наизусть весь Талмуд, но при этом не приносить, не дай Б-г, никаких плодов. Что пользы в Торе, которую ты изучаешь и в заповедях, которые ты исполняешь, если ты не зажег огонек еврейства в еще одном еврее!?"

("Собрание речений".)

Намек на этрог

В Мишне (Рош Ашана, 2:1) сказано: "Новый год дерева" – в единственном числе. Это намек на определенное дерево, а именно – на этрог (цитрон). Поэтому во многих общинах 15 швата молятся, чтобы к Суккоту созрели хорошие этроги.

("Сыны Иссахара".)

№: 21