Categories: Образ жизни
      Date: 22.11.2010
     Title: Свет, победивший тьму

Этот маленький мирный народ как никакой другой привычен к войнам, bзгнаниям и испытаниям на прочность. Где он берет силы выстоять? Почему евреи до сих пор существуют?



Источник сил еврейского народа – в том числе в бережно хранимой традиции.

В памяти о египетском рабстве и злодейском указе Амана, об испанской инквизиции, гайдамаках и кантонистах. Но одна из самых главных традиций, дающих нашему народу силы жить, – это маленькие огонечки Хануки. О чем они напоминают нам?

Под сирийским владычеством

 

С завоеванием Александром Македонским Иудеи в жизни евреев Святой Земли начался новый период – период владычества эллинистов. В течение некоторого времени Иудея являлась частью сирийской империи, управляемой эллинистскими царями династии Селевкидов.

 

Это было непростое время – время войн за власть в Средиземноморье, которые бесконечными волнами накатывали на эту многострадальную землю. Александр умер, не оставив наследников, и его высшие полководцы – диадохи – без конца рвали на части осиротевший трон. Впрочем, захватчики не особенно обращали внимание на евреев, живших в Святой Земле, и те могли свободно жить своей жизнью – жизнью Торы и заповедей.

 

Наш рассказ о событиях, приведших к Хануке, мы начнем с повествования об Антиохе III, царствовавшем в Сирии в  3538-3574 годы от сотворения мира. Он воевал с египетским царем Птолемеем за овладение Иудеей. Победил Антиох III, и Иудея была оккупирована и присоединена к его империи. В начале своего царствования он был хорошо расположен к евреям и предоставил им некоторые привилегии.

 

Но позже, когда он был побежден римлянами и должен был платить им большую дань, вся тяжесть этой дани была возложена на народы, населявшие его империю, в том числе и на евреев. После смерти Антиоха престол унаследовал его сын Селевкий IV, продолжавший, как и его отец, притеснять завоеванные народы.

 

К этим бедствиям прибавилась еще опасность, угрожавшая иудаизму изнутри. Росло влияние «эллинистов» (евреев-приверженцев идолопоклонства и греческого образа жизни). Они брили бороды, не стеснялись обнажаться, вместо дома учения шли в театры и на стадионы.

 

Первосвященник Иоханан предвидел угрожавшую иудаизму опасность от проникновения в Палестину греко-сирийского влияния. Поэтому он противился любой попытке со стороны евреев-эллинистов ввести в стране греческие и сирийские обычаи.

 

Эллинисты ненавидели Иоханана. Один из них донес эллинистским властям, что в Храме хранятся большие богатства. Богатства эти составляли «полушекели», которые все взрослые евреи ежегодно вносили в храмовую казну. Эти деньги были предназначены для покупки жертвенных животных, а также для ремонта здания Храма. Другую часть храмовой казны составлял сиротский фонд. Деньги этого фонда хранились в казне до совершеннолетия сирот.

 

Селевкий нуждался в деньгах для выплаты дани римлянам. Он послал своего сановника Гелиодроса с приказом изъять деньги, хранившиеся в Храме. Напрасно умолял его первосвященник Иоханан не делать этого. Гелиодрос вошел за ограду Храма. Но внезапно его обуял ужас. Он побледнел, упал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, он отказался от дальнейшей попытки проникнуть внутрь Храма.

 

«Умалишенный»

 

Вскоре после этого Селевкий был убит, и правителем Сирии стал брат  его Антиох IV. Это был тиран с пылким темпераментом, необузданный, с презрением относившийся к чужим религиозным чувствам. Ему дали «почетное» прозвище «Епифан», что означает «любимец богов». Подобными титулами были наделены многие правители Сирии. Но историк Полебий, современник Селевкия, рассказывает, что народ дал ему эпитет «Епиман» («умалишенный»), что больше соответствовало вспыльчивому и жестокому характеру этого царя.

 

Другая версия гласит, что Антиох просто боялся за свой трон и хотел стопроцентной лояльности покоренных народов. Он взялся за грандиозную задачу завоевателя – покоренный народ должен был полностью слиться с пришедшими на его землю эллинистами.

 

Желая объединить свое царство посредством общей для всех его подданных религии и культуры, Антиох IV пытался сломить обособленность евреев путем запрещения соблюдения ими национальных обычаев. Для начала Антиох привез в Иудею переселенцев – эллинистов. Евреи оказались в слишком тесном соседстве с представителями чуждой культуры.

 

Он снял с высокого поста первосвященника, глубоко религиозного и праведного Иоханана и на его место поставил его брата Иошуа, который предпочитал называть себя греческим именем Язон, потому что он был членом эллинистской партии. Он использовал свой высокий пост для усиленного распространения греческих обычаев среди священнослужителей Храма.

 

Иошуа, или Язон, был в дальнейшем заменен другим кандидатом на этот пост — Менелаосом, обещавшем царю больше денежных доходов, чем это имело место при Язоне. Когда бывший первосвященник Иоханан пытался протестовать против распространения влияния эллинистов в Храме, Менелаос не остановился перед тем, чтобы подослать к нему наемных убийц, и Иоханан был убит.

 

Антиох был в это время занят ведением успешной войны против Египта. Но вскоре из Рима прибыли гонцы с приказом приостановить войну. Антиоху пришлось подчиниться, и война была прекращена. Между тем в Иерусалиме распространился слух, что с Антиохом случилось нечто серьезное. Предполагая, что Антиох умер, народ взбунтовался против Менелаоса. Первосвященник-предатель бежал вместе со своими приверженцами.

 

Мученики

 

Антиох вернулся из Египта в ярости против Рима за вмешательство в его дела. Когда он узнал о происшедшем в Иерусалиме, он повернул свою армию против евреев. Были убиты тысячи евреев. Затем Антиох издал ряд декретов против евреев. Была запрещена служба в Храме, а сам он превращен в капище Зевса; захвачены и сожжены свитки Торы. Под страхом смерти были запрещены соблюдение субботы, совершение обрезания, употребление кошерной пищи. По всей Иудее были построены языческие жертвенники, и евреев под страхом смерти принуждали совершать на них жертвоприношения чужим богам.

 

Указы жестоко приводились в действие. Одному всеми уважаемому девяностолетнему старику, раби Элиэзеру, было приказано публично есть свинину с тем, чтобы его примеру следовали и другие. Когда он наотрез отказался выполнить это, ему предложили приложить хотя бы к губам это трефное мясо, будто он его кушает. Но раби Элиэзер отказался выполнить и это, и был подвергнут мученической смерти. Были и тысячи других людей, которые таким же образом пожертвовали своей жизнью. Известный рассказ про Хану и ее семерых детей относится к этому времени.

 

Люди Антиоха ходили из города в город, из деревни в деревню, чтобы заставить их жителей поклоняться идолам. Евреям оставалось только одно убежище – Иудейские горы с их пещерами. Но и там сирийцы преследовали оставшихся верными своей религии евреев, и многие подверглись жестоким пыткам и смерти.

 

Маттитьяу

 

И вот служители Антиоха явились в деревню Модиин, где проживал старый храмовый служитель (коэн) Маттитьяу. Когда сирийский военачальник построил в деревне на базарной площади алтарь и потребовал, чтобы Маттитьягу принес жертвы греческим богам, последний ответил: «Я, сыновья мои и мои братья решили остаться верными союзу, заключенному нашим Б-гом с нашими предками».

 

Тогда приблизился к алтарю еврей-эллинист, чтобы принести такую жертву. Маттитьяу выхватил свой меч и убил богоотступника на месте. Сыновья и друзья Маттитьяу напали на сирийских сатрапов и убили многих из них. Прогнав остальных сирийцев, они разрушили языческий алтарь.

 

Маттитьяу знал, что когда Антиох узнает о случившемся, он придет в ярость и, наверняка, пошлет карателей, чтобы наказать бунтовщиков. Поэтому он оставил деревню Модиин и вместе с сыновьями и единомышленниками бежал в Иудейские горы.

 

К нему присоединились все оставшиеся верными еврейству мужественные люди. Они образовали отряды, которые время от времени оставляли свои убежища, чтобы напасть на вражеские войска и их аванпосты и чтобы разрушать алтари идолопоклонников, построенные по приказанию Антиоха.

 

Повстанцы были прозваны Маккавеями. Это слово состоит из начальных букв четырех еврейских слов: «Ми камоха баэлим ашем», что означает: «Кто подобен Тебе, о Б-г наш!».

 

Маккавеи

 

Перед смертью Маттитьяу призвал сыновей и наказал им продолжать борьбу. Он предложил им следовать советам их брата Шимона Мудрого, а военачальником назначить Иуду Могучего.

 

Антиох послал своего военачальника Аполлония, чтобы уничтожить Иуду и его последователей – Маккавеев. Несмотря на перевес в численности и военном снаряжении, сирийцы были разбиты. Антиох послал еще один карательный отряд, но и он был разбит.

 

Это показало Антиоху, что только послав против Маккавеев мощную армию, можно рассчитывать на победу над Иудой и его мужественными соратниками. Тогда страну наводнила армия из 40000 человек под командой двух военачальников — Никанора и Горгиаша. Когда об этом узнали Иуда и его братья, они воскликнули: «Будем бороться за наш народ и за наш Храм!» Народ собрался в Мицпе (где пророк Шмуэль когда-то молился Б-гу). После ряда битв война была выиграна Маккавеями.

 

Освящение Храма

 

Затем Маккавеи направились к Иерусалиму и освободили его. Войдя в Храм, они очистили его от идолов, поставленных туда сирийскими вандалами. Иуда и его соратники построили новый жертвенник и освятили его. Это было в двадцать пятый день месяца кислева 3622 года от сотворения мира.

 

Золотой семисвечник (менора) был похищен сирийцами. Освободители изготовили семисвечник из более дешевого металла и  хотели зажечь его, но нашли только один маленький кувшин с чистым оливковым маслом, запечатанны печатью первосвященника.

 

Этого масла могло хватить только на один день горения. Но произошло чудо, и этого масла оказалось вполне достаточно, чтобы менора горела в течение восьми дней, пока не было изготовлено новое масло. Это чудо показало, что Б-г вновь взял Свой народ под  защиту. В память об этом наши мудрецы установили праздник Ханука, когда мы зажигаем свечи и благодарим Всевышнего за чудесное спасение.

№: 19