Categories: Тора
      Date: 10.11.2010
     Title: Глава недели - Ваишлах

("Маайан хай", том 11,  стр., 93 – 95)

Раши говорит, что когда Яаков готовился к встрече с Эсавом после долгого пребывания в Харане, он приготовился к трем вещам: к дарению подарков, молитве и войне.



"Приготовился" в оригинале передано словом "иткин", однокоренным со словом "тикун", исправление. Это значит, что Яаков не просто приготовился, но исправил, изменил себя перед этой встречей. Несмотря на то, что Яаков боялся Эсава, он приготовил себя к войне. Хотя был зол на него – приготовил для него подарки. Опасаясь, что по грехам своим недостоин милости Всевышнего, все-таки приготовился к молитве.

Три этих направления – подарок, молитва и война – требуют противоположных свойств личности. Дарение требует любви и щедрости, а война, напротив, отторжения и безжалостности.  С другой стороны, оба этих действия направлены на людей, а молитва остается в рамках отношений человека со Всевышним. Их атрибуты – любовь, страх и милость – несовместимы друг с другом. Чтобы действовать одновременно в трех направлениях одновременно, необходимо изменить свою человеческую природу. Яаков изменил и исправил свою человеческую природу таким образом, что сумел одновременно проявить противоположные качества.

Почему ж6е эти качества требуются именно одновременно? И зачем Яаков менял свою природу, учась проявлять их одновременно?

В служении еврея в эпоху изгнания (то есть в наше время), в любом типе изгнания, необходимо пользоваться всеми тремя качествами, чтобы противостоят трудностям изгнания. Известная успешная тактика – сначала сосредоточить все свои войска против одного из войск противника и победить его, потом сосредоточить их против второго войска противника и т. д.

И когда еврей сражается против своего злого начала, он должен сосредоточить против него все три качества – любовь, страх и милосердие.