Categories: Образ жизни
      Date: 15.10.2010
     Title: Вода, вода!

Жизнь без воды невозможна. Вода незримо присутствует всюду. Наше тело состоит на 80% из воды. Даже, чтобы построить дом, нужно замесить цемент с водой. Вода – это материальное благословение и изобилие.



Но вода не только оживляет тело – она может еще и очищать душу. Омовение рук, окунание в микву – каков смысл исполнения всех этих заповедей? И как правильно исполнить их?

Весь мир держится на воде: "Ибо на водах основал ее и на реках поставил".

Вода, утверждает Тора, обладает еще и способностью влиять на душу еврея, очищать ее, если, конечно, знать, как это делать.

Есть множество заповедей, для исполнения которых необходима вода. И большинство из них связано с духовным очищением. Омовение рук после сна, отправления естественных нужд, выхода с кладбища, стрижки ногтей, прикосновения к нечистому… Омовение рук перед трапезой. Окунание в микву. Очищение тела покойного. Для всего этого необходима вода.

Вода – символ жизни. И потому, когда человек сталкивается с противоположностью жизни – смертью, или просто отсутствием новой жизни в виде менструации у женщины, или даже сна – ему необходимо очищение водой.

Понятие духовной чистоты и нечистоты не имеет ничего общего с физическим загрязнением. Очищение, хотя оно и происходит при помощи материальной субстанции – обычной воды, меняет некий "духовный баланс" человека и переводит его на более высокий духовный уровень.

Итак, заповеди, исполняемые с помощью воды!

Утреннее омовение рук

Сразу после пробуждения необходимо очиститься от нечистоты, вызванной сном. Наши мудрецы говорят, что сон – это одна шестидесятая смерти.

Как это сделать правильно? Ставим вечером рядом с кроватью тазик, кружку с чистой водой и полотенце. Сразу после пробуждения поливаем из кружки на руки – сначала на правую, потом на левую. Повторяем обливание три раза (то есть поочередно поливаем то на одну руку, то на другую, в сумме получается шесть обливаний). Необходимо, чтобы кружка была достаточно вместительной для шести обливаний.

Омовение рук после пребывания в нечистом месте или после прикосновения к нечистому предмету

После стрижки ногтей, принятия душа, выхода с кладбища, прикосновения к нечистому месту – например, к волосам или половым органам – омывают руки тем же способом, что и после сна. Произносить благословение при этом не требуется.

Омовение рук после отправления естественной нужды

Каждый раз после посещения туалета необходимо очиститься и поблагодарить Всевышнего за здоровье и нормальную работу организма. Омывают руки за пределами туалетной комнаты указанным выше способом и произносят благословение:

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР ЯЦАР ЭТ ААДАМ БЭХОХМА УВАРА ВО НЭКАВИМ НЭКАВИМ ХАЛУЛИМ ХАЛУЛИМ ГАЛУЙ ВЭЯДУА ЛИФНЭЙ ХИСЭ ХЭВОДЭХА ШЭИМ ЙИСАТЭМ ЭХАД МЭЭМ О ИМ ЙИПАТЭАХ ЭХАД МЭЭМ И ЭФШАР ЛЕИТКАЕМ АФИЛУ ШАА ЭХАТ. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ РОФЭ ХОЛЬ БАСАР УМАФЛИ ЛААСОТ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, который сотворил человека в мудрости и дал ему отверстия и полости. Открыто и известно пред престолом славы Твоей, что, если закроется одно из них или откроется одна из них, невозможно просуществовать даже одного часа. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г, лечащий каждую плоть и творящий чудеса.

Омовение рук перед трапезой

Каждый раз перед тем, как есть хлеб, необходимо сделать омовение рук. Порядок омовения на этот раз несколько иной: сначала трижды поливают на правую руку, а затем трижды на левую. Перед тем, как вытереть руки, произносят благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАИМ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!

После этого нужно сразу же произнести благословение на хлеб:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЭЦ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, выращивающий хлеб из земли

и съесть кусочек хлеба. Начиная с омовения рук и до того момента, как съеден первый кусочек хлеба, следует молчать, чтобы благословение не утратило силу.

Омовение рук перед заключительным благословением

У этой процедуры есть историческое основание. Установили ее мудрецы эпохи Талмуда. В те времена хлеб обмакивали в соль, добытую в Сдоме. При попадании в глаза такая соль приводила к слепоте, и поэтому после трапезы необходимо было омыть руки. Сейчас солью из Сдома уже не пользуются¸ но обычай остался. В Хабаде его исполняют, капая немного воды на кончики пальцев и проводя затем влажными пальцами по губам. Во многих домах есть даже специальный сосуд для такого омовения – небольшой стаканчик с мисочкой.

Омовение рук перед благословением коэнов

Коэны – потомки рода служителей Храма – благословляют еврейских народ "от имени и по поручению" Всевышнего особым благословением:

"И благословит тебя Всевышний и сохранит. И будет благосклонен к тебе Всевышний и будет водить тебя. Обратит к тебе лицо свое Всевышний и пошлет тебе мир".

Во время произнесения коэнами этого благословения на них нельзя смотреть, и поэтому как сами коэны, так и все присутствующие накрываются с головой своими талитами (молитвенными покрывалами). В Святом городе Иерусалиме коэны благословляют народ ежедневно, в Земле Израиля – каждую субботу, а в диаспоре – по праздникам.

Перед произнесением благословения коэнам необходимо омыть руки.

Возлияние воды на жертвенник

В течение праздника Суккот коэны в сопровождении всего народа спускались к источнику Шилоах в Иерусалиме и зачерпывали из него воду в особый золотой кувшин. Черпание воды было особенно торжественной и веселой церемонией.

Кувшин с водой через Водные ворота торжественно вносился в Храм. Коэн, удостоившийся чести совершать возлияние, поднимался на жертвенник и лил воду из кувшина в другой кувшин, находящийся над юго-западным углом жертвенника. Этот кувшин был серебряный, с дырой в днище. Одновременно совершалось аналогичное возлияние вина. Вода и вино через специальное дренажное отверстие попадали в резервуар, расположенный глубоко под жертвенником.

Возлияние воды, подобно жертвам омер и бикурим, открывало определенный сезон, в данном случае – сезон дождей. Не зря в праздник Суккот читают молитвы о дожде.

Омовение покойника

Омовением тела покойника занимаются специально подготовленные члены похоронного общества. Это столь важная процедура, что тот, кто занят этим, освобождается от исполнения всех прочих заповедей Торы.

Тело мужчины омывают мужчины, тело женщины – женщины. Члены похоронного общества собираются периодически, чтобы освежить в памяти законы омовения. Вся процедура исполняется с максимальным уважением к покойному, ибо душа его чувствует все, что происходит с телом.

Не принято изучать законы, связанные со смертью и похоронами, пока у человека нет практической необходимости в этом, как не принято присутствовать при процедуре очищения тем, кто не принимает в ней непосредственного участия. Поэтому, не вдаваясь в подробности, скажем лишь одно: очищение происходит при помощи обливания тела водой.

Окунание мужчин в микву

Во времена Храма каждому мужчине приходилось окунаться в микву (особый резервуар с проточной водой), чтобы очиститься от различных видов нечистоты, поскольку вход в Храм возможен только ритуально чистым.

В наше время существует обычай окунаться в микву перед Рош Ашана и Йом Кипуром. Некоторые окунаются накануне каждой субботы, а у хасидов существует обычай окунаться в микву ежедневно.

Окунание женщины в микву

Одна из основ еврейского мировоззрения и образа жизни – это соблюдение чистоты семейной жизни. Если коротко, то правила чистоты семейной жизни состоят в следующем:

Каждая замужняя еврейская женщина должна окунаться в микву через неделю после каждой менструации. До окунания в микву интимные отношения между ней и мужем запрещены.

И здесь вода, как источник жизни, вступает в поединок с "шепотом смерти", как наши мудрецы называют менструацию. Вода очищает женщину от невозникшей жизни и возвращает к исконной женской роли – продолжению человеческого рода и жизни на земле.

№: 18