Categories: Их след в нашей истории
      Date: 15.10.2010
     Title: Брурия, жена раби Меира

Дочь гения и жена гения, сама она тоже была большим знатоком Торы. Брурия, дочь раби Ханины бен Терадиона и жена раби Меира.



Она была исключением в мире исследователей Торы своего времени, осталась им и сейчас.

Происхождением и статусом Брурия находилась на очень высокой ступени еврейского общества. Дочь великого ученого Торы, отдавшего жизнь за право ее изучения и ставшего для евреев символом самопожертвования ради Торы. Жена того самого раби Меира-чудотворца, которому приписывают все талмудические высказывания, источник которых не установлен. Кроме благородного происхождения и великого мужа, знаменитой Брурию сделало знание Торы на уровне величайших мудрецов своего времени.

Женщина-мудрец

О Брурии говорится, что она за один день выучила от мудрецов триста законов Торы. Ее мнение по разным вопросам было принято в качестве законов. После того, как ее отец, раби Ханина бен Терадион, был заживо сожжен римлянами за изучение Торы, она не сломалась и продолжила его путь – путь мудреца Торы.

Брурия была известна резкостью и безапелляционностью суждений. Впрочем, при ее уме и знаниях у такой безапелляционности были основания. В Талмуде и мидрашах есть много свидетельств ее незаурядного ума. Например, такое:

"Раби Йоси спросил ее, как пройти в Лод. В ответ она напомнила ему совет мудрецов не разговаривать с женщинами больше необходимого – достаточно было бы, если бы раби Йоси спросил бы просто: "Лод?"

В другой раз она спорила с одним саддукеем о значении некой фразы из Пророков и благодаря своей недюжинной эрудиции победила его в споре.

Недалеко от дома раби Меира и Брурии жила шайка хулиганов, которые шумели, хулиганили и задирали соседей. Раби Меир однажды не выдержал и помолился о том, чтобы они умерли. Брурия же напомнила ему отрывок из Торы, в котором говорится, что Всевышний хочет искоренения не злодеев, а зла. Раби Меир прислушался к замечанию жены и стал молиться не о смерти, а о раскаянии хулиганов.

Мудрость сердца

Брурия прославилась не только своим умом, но и недюжинной выдержкой. Двое ее сыновей умерли в один день. Была суббота – день, когда траур запрещен. Брурия накрыла тела сыновей, дождалась прихода мужа из дома учения на исходе субботы, дала ему поесть, а потом задала ему "ученый" вопрос: "Если кто-то сдал тебе на хранение драгоценности, а теперь пришел и хочет забрать их, как ты поступишь?" "Конечно, я обязан вернуть чужую вещь!" – пожал плечами раби Меир. И тогда Брурия привела его в комнату, в которой лежали тела сыновей, и сказала: "Всевышний дал нам на хранение драгоценные души – а теперь забрал их".

Авторитетное мнение

Брурия пользовалась авторитетом среди мудрецов и частенько наставляла их. Так, однажды она сделала замечание одному мудрецу, который учился шепотом – напомнила ему, что, только произнося прочитанное вслух, он сможет хорошо запомнить его. Раби Еошуа заметил в споре между раби Тарфоном и мудрецами, в котором она участвовала: "Хорошо сказала Брурия!"

Брурия имела собственное мнение по вопросам, в которых уже было вынесено решение ее отцом. И в этом случае ее слова также удостаиваются похвалы – на этот раз из уст раби Юды бен Бавы.

И все же мудрецы правы…

Однажды Брурия резко отозвалась об известном высказывании мудрецов "Женщины – легкомысленны". Раби Меира это покоробило, и он попросил одного из своих учеников попробовать соблазнить Брурию, доказав тем самым, что женщины действительно легкомысленны, то есть управляемы чувством более, чем разумом.

И ученику это удалось (по большинству мнений, конечно, не имеется в виду окончательное нарушение заповеди о чужой жене). Однако цель раби Меира была достигнута – он доказал, что мудрецы правы, и женщины, даже такие ученые, как его жена, в самом деле легкомысленны.

Брурия не вынесла позора и покончила с собой, а раби Меир, не ожидавший, что его шутка обернется трагедией, уехал из Святой Земли в Вавилон. Впрочем, по мнению раби Нисима, Брурия не совершала самоубийства, а сбежала в Вавилон вместе с мужем.

В еврейской истории нет другой женщины кроме Брурии, чьи слова учитывались бы при составлении законов. Это единственный пример женщины – талмудического ученого.

№: 18