Categories: Интервью
      Date: 31.08.2010
     Title: Воспитание без компромиссов

Интервью с Нехамой Шахар, основательницей и директором школы «Атерет Хая Мушка»

Конец лета наводит на мысли о новом учебном годе, школе. У детей, родителей, учителей и, конечно, у директоров.



Именно у них больше всего забот в эти дни. Что же заботит директора?

Я осматриваюсь в помещении садика. Чисто, красиво, множество игрушек, на стенах – фотографии улыбающихся воспитанниц. Продолжаю осмотр, переходя в классы школы. Здесь меня встречает выставка учебных пособий, разработанных учителями школы и предлагаемых к использованию в самых разных школах мира.

Откуда эта смелость – взять и основать детский сад и школу?

Это не произошло в один день. Я работала учительницей в школе. Вышла замуж, родила дочь. Мне как маме и учительнице хотелось, чтобы у моей дочери был самый лучший садик. Когда дочке исполнилось три года, решение было принято: я уволилась с работы, чтобы основать собственный детский сад, который бы работал в соответствии с указаниями Любавичского Ребе.

Конечно, это было нелегко. Пришлось искать бюджет, подходящее помещение, приобретать оборудование, искать хороших воспитателей. Мои родители, сами всю жизнь проработавшие в сфере образования, немало помогли мне своими советами. И невозможное свершилось: детский сад "Атерет Хая Мушка" открыл свои двери.

Детский сад очень быстро приобрел хорошую репутацию, в желающих записаться недостатка не было. На второй год нам не понадобилось даже заниматься рекламой. Садик "рос" вместе с моей дочкой, в нем каждый год прибавлялось групп. Потом появилась школа. А в этом году мы открыли даже два класса для девочек постарше – по просьбам родителей.

Ваша школа только для девочек?

Согласно требованиям еврейского закона, девочки и мальчики должны учиться раздельно уже с возраста трех лет. С трех лет девочек начинают воспитывать в духе скромности в одежде, поведении и речи. Кроме того, известно, что образ мышления мальчиков и девочек различается, так что сегрегация способствует кроме прочего и индивидуальному подходу.

В прошлом я работала в нерелигиозной школе, в которой мальчики и девочки обучались вместе. Я обратила внимание, что в начальной школе оба пола не заинтересованы в общении друг с другом. У них слишком разные интересы для этого. Позже желание понравиться противоположному полу отвлекает от главного школьного занятия – учебы.

Нет сомнения, что раздельное обучение имеет только плюсы.

В чем особенность Вашей школы, ее индивидуальность?

Мы учим наших девочек быть "царскими дочерями" – дочерями Всевышнего. Наши мудрецы говорят: "Трое сотворили человека – его отец, мать и Всевышний!" Всевышний всюду, и Он следит за каждым из своих детей, заботится о нем, и мы, педагоги, хотим доказать Ему, что Его дети в надежных руках.

Мы стремимся, чтобы каждая наша ученица бежала в школу с радостью и возвращалась из нее довольной. Стараемся раскрыть потенциал каждой девочки, используем индивидуальный подход.

Два года назад ко мне привели девочку, которую в прежней школе хотели отправить в школу для умственно отсталых. Девочка была угрюмой, ни с кем не дружила, не справлялась со школьной программой, не рассказывала родителям о том, что происходит с ней в школе… Сегодня она улыбается, активно участвует в школьной жизни, получает высокие отметки.

Так в чем же секрет? Как у Вас это получилось?

Каждый ребенок должен пройти через успех, испытать его на себе. Обычная школьная политика – преподавание на усредненном уровне. Кто справится – справится. А кто не справится – ее проблемы. У нас не так. Мы определяем уровень каждой нашей ученицы и предъявляем ей соответствующие требования. Ребенок в состоянии справиться с этими требованиями, и как результат – продолжает стараться. Постепенно планка повышается, пока ребенок не достигнет общего уровня. Поэтому успеваемость в нашей школе на порядок выше, чем в обычных школах.

Кого принимают в Вашу школу?

Мы принимаем девочек из семей, чьи ценности совпадают с нашими. Важно, чтобы семья и школа выступали единым фронтом, и в душе ребенка не возник конфликт.

Как проходит день в Вашей школе?

Мы начинаем день с опускания монетки в копилку для благотворительности. Потом девочки поют хором одну из хасидских мелодий – так они готовятся к молитве. Старый Ребе говорил, что хасидские мелодии открывают сердце для святости. Потом девочки произносят хором 5-ю главу книги "Тания", в котором говорится о Б-гобоязненности. Потом – утренняя молитва.

Первый урок – всегда урок Торы. Любавичский Ребе говорил, что день еврейского ребенка должен начинаться со святости. Это – прививка против соблазнов, которые подстерегают в жизни на каждом шагу.

А как с математикой, английским и прочими предметами?

Успех в этой области обеспечивается прежде всего воспитанием. Наши девочки успешно приобретают знания по этим предметам. Уровень изучения общеобразовательных предметов в нашей школе один из самых высоких. Английский учим с первого класса. Есть дополнительные часы по математике, за счет внешкольных мероприятий.

Нехама, Вы – мама семерых детей, старшей из которых девять лет. Как Вы все успеваете?

Это нелегко. Но для меня воспитание превыше всего, а школу я открыла ради своих детей. Мои дети растут в атмосфере самопожертвования ради общего дела, а это – тоже воспитание. Они в курсе всего, что происходит в школе, и даже помогают: оформляют стенды, наводят порядок. Разумеется, в соответствии со своим возрастом и возможностями. Ну, и, конечно, муж помогает.

Что бы Вы сказали на прощание нашим читательницам?

Каждая мать обязана обеспечить своих детей питанием, одеждой и крышей над головой. Но не в меньшей мере она обязана позаботиться об их воспитании. А в воспитании нет компромиссов!

 

№: 16