Categories: Тора
      Date: 31.08.2010
     Title: Глава недели - Аазину
В нашей главе Моше говорит: "Внимайте, небеса, и заговорю, слушай, земля, слова уст моих!"

Похожий стиль  мы обнаруживаем у пророка Ешаи: "Слушайте, небеса, и внемли, земля!" Нетрудно заметить, что эти цитаты "зеркальны": Моше призывает небеса внимать, а землю – слушать. Ешая – наоборот.

В чем разница? Слушают с отдаленного расстояния, а внимают вблизи.

У Моше была высокая душа. Даже будучи здесь, в нашем мире, он был ближе к небесам, чем к земле.  Поэтому он говорит небесам "Внимайте", а земле – "Слушай".

Ешая же ближе к земле, чем к небесам.  Поэтому у него все наоборот: земле он говорит "Внимай", а небесам – "Слушайте".

Если Моше ближе к небесам, чем к земле, почему он вообще обращался к земле? И почему Ешая обращается к небесам?

Роль Моше – спуск сверху вниз. Он дал евреям Тору, спустив ее с небес на землю. Моше "спускает" ту высокую духовную ступень, на которой находится сам, в наш мир.

Ешая – традиционный пророк, чья роль – порицать, побуждать своих слушателей подниматься на более высокую духовную ступень. Иначе говоря, его роль – подъем снизу вверх. Ешая говорит  и о небесах тоже, так как он поднимает к ним земное.

Верх и низ, земля и небо неразрывно связаны друг с другом.

Еврей, который целыми днями изучает Тору в Доме учения, уподоблен небесам. Еврей, который с утра до вечера зарабатывает свой хлеб, уподоблен земле. Ни один из них не может отгородиться от другого, даже если путь второго далек от него. Только объединение этих противоположностей приводит к совершенству служения Всевышнему.

Мудрец Торы должен не ограничиваться ее изучением, а помнить о том, что "величие учебы в том, что она приводит к исполнению на практике". А "домохозяин", как принято у евреев называть работающих людей, должен не удовлетворяться лишь исполнением заповедей, а выделить себе постоянное время для ежедневного изучения Торы.

Разница между ними должна быть только в том, в чем состоит их основная работа, но оба должны действовать в двух направлениях – изучение Торы и жизнь по Торе, земля и небо, слушание и внимание.