Categories: Тора
      Date:  5.09.2010
     Title: Глава недели - Ваелех

("Маайан хай", том 5,  стр. 121-123)

"Вы стоите все сегодня перед Г-сподом Б-гом, главы колен ваших, старики ваши… каждый человек Израиля… от дровосека до водоноса, чтобы ввести тебя в союз Г-спода Б-га".



Б-га".

Моше привел евреев в состояние взаимной ответственности (слово "ввести " на иврите состоит из тех же букв, что и "сделать ответственным").

Кто может нести ответственность за своего ближнего? По обычной человеческой логике – старший за младшего, сильный за слабого, богатый за бедного. Например, человек просит ссуду. Если заимодавец не уверен в его платежеспособности, он требует представить состоятельного гаранта, который нес бы ответственность за своего менее богатого товарища.

Соответственно, нет никакой логики в том, чтобы требовать от богача привести гаранта-бедняка.

Но выражение "Все евреи ответственны друг за друга" означает взаимную ответственность, в том числе – слабого за сильного, младшего за старшего, бедного за богатого. Каждый еврей ответствен за всех остальных. В том числе и за самых старших, богатых и сильных. Как такое возможно?

Старый Ребе объясняет, что еврейский народ – это единый организм. И как в любом теле, в нем есть много разных органов. При этом преимущество головы перед ногами хотя и очевидно, тем не менее, и голове порой ноги необходимы. И если ноги больны, это значит – болен организм в целом.

В еврейском народе, как в едином организме, есть разные "органы". Есть "голова", есть "ноги". И все они необходимы друг другу. У каждого еврея есть некое преимущество перед всеми остальными, и поэтому всему  народу в целом необходим каждый, чтобы быть здоровым организмом. Нужны "вы… все… главы колен ваших, старики ваши… каждый человек Израиля… от дровосека до водоноса…" Это и есть настоящее единство народа Израиля.