Categories: Их след в нашей истории
      Date: 15.03.2010
     Title: Йохевед – мать Моше, Аарона и Мирьям 

Кроме того, что эта женщина родила и вырастила троих самых великих людей в истории Израиля, она, рискуя своей жизнью и жизнью своей дочери, спасла жизнь не одного еврейского ребенка. Праведные и благие дела Йохевед навеки сделали ее матерью всего народа Израиля.

Ципи Кольтинюк



Без всякого сомнения, Йохевед – одна из самых великих женщин в истории нашего народа. Представьте себе, эта женщина была матерью Моше, который вывел народ Израиля из Египта и получил Тору на горе Синай; Аарона-первосвященника, который является прародителем всех коганим (священников, служивших в Иерусалимском Храме), и пророчицы Мирьям, благодаря которой колодец сопровождал евреев в течение всех сорока лет, что они блуждали по пустыне. Есть ли в мире еще одна мать, которая имеет троих столь великих детей?

Происхождение

Давайте проследим события жизни этой великой женщины.

Йохевед была дочерью Леви, сына нашего праотца Яакова. Йохевед родилась в 2238 году от сотворения мира. В Торе написано, что когда сыны Израиля спустились в Египет, их было семьдесят человек. Йохевед была самой младшей из этих семидесяти, она родилась на границе Египта, когда сыны Израиля спускались туда из Земли Израиля по приглашению Йосефа.

Йохевед растили и воспитывали ее отец Леви и дед Яаков, пока ей не исполнилось семнадцать лет. В этом возрасте она вышла замуж за Амрама, своего племянника (сына своего брата).

Отец Йохевед, Леви, сын Яакова, прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте ста тридцати семи лет, когда Йохевед, его дочери, было девяносто четыре года. После смерти Леви началось египетское рабство. Оказывается, пока были живы сыновья Яакова, египтяне не решались порабощать евреев.

Рабство началось с того, что фараон приказал бросать в реку всех новорожденных еврейских мальчиков.

Святая обязанность

В те времена Йохевед была повитухой, принимала роды у еврейских женщин. Всю свою жизнь она посвятила помощи роженицам и новорожденным младенцам. Ее дочь Мирьям, которой тогда было всего пять лет, помогала матери.

Когда фараон узнал, что его указ    топить в Ниле всех новорожденных  еврейских мальчиков не выполняется, он позвал к себе Йохевед и Мирьям. Он обвинил их в том, что они действуют против его воли. Маленькая Мирьям гордо вскинула голову и сказала фараону, что он хуже диких зверей – ведь те жалеют своих детенышей. Фараон разгневался и чуть было не приказал казнить «наглую девчонку», но Йохевед взмолилась, чтобы он пожалел ее, потому что она еще маленькая и не понимает, что говорит.

Когда они вышли из дворца фараона, Мирьям спросила у матери:

– Мама, что мы будем теперь делать? Неужели мы станем убивать еврейских младенцев?

– Упаси Б-г! – воскликнула Йохевед. – Наш праотец Авраам научил нас помогать людям и спасать их от смерти. Он принимал у себя в шатре усталых путников, кормил и поил их. Мы должны будем прилагать величайшие усилия, чтобы спасти каждого еврейского младенца!

С того дня Йохевед и Мирьям трудились днем и ночью не покладая рук. Кроме принятия родов они собирали одежду и еду и раздавали их бедным. Они помогали молодым еврейским матерям. Они придумывали для фараона бесчисленные отговорки, и ему не к чему было придраться.

Устами младенца

Когда фараон издал свой жестокий указ, Йохевед и Амрам решили развестись. «Какой смысл в семейной жизни, если мы не можем производить на свет детей?» – сказали они. Однако Мирьям вмешалась и произнесла: «Ваше решение более жестоко, чем указ фараона. Фараон приказал убивать только мальчиков, а вы решили, что на свете не будет и еврейских девочек. Если все евреи последуют вашему примеру, что же будет с еврейским народом?!»

Амрам и Йохевед признали, что их маленькая дочь права. «Мы будем делать то, что зависит от нас, – решили они, – а Всевышний сделает то, что посчитает нужным». И они снова стали жить вместе. Прошло несколько месяцев, и у Йохевед, которой тогда было сто тридцать лет, родился сын. В момент его рождениия весь дом наполнился светом. Моше родился через пять лет после Мирьям и через три года после Аарона.

Умное решение

В течение трех месяцев Йохевед прятала Моше от ищеек фараона, которые ходили из дома в дом и искали еврейских младенцев. Потом Йохевед поняла, что не сможет больше прятать Моше, и решила передать его в руки Всевышнего, а не убийц. Она сплела из веток маленькую колыбель, положила в нее младенца и спрятала колыбель в зарослях тростника на берегу Нила. Она со слезами молила Всевышнего, чтобы Он спас ее сына. А его сестра Мирьям осталась стоять поодаль и наблюдать за происходящим.

Дочь фараона, Батья, нашла Моше, и Мирьям, выйдя из укрытия,  предложила египетской принцессе найти ребенку еврейскую кормилицу. Батья согласилась. Мирьям тут же позвала мать, и Йохевед отнесла Моше во дворец фараона. Так маленький Моше удостоился того, что во дворце фараона о нем заботилась его мать – Йохевед.

Истинная еврейская мать

У Йохевед было еще два имени. В начале книги Шмот она названа Шифра (от ивритского слов лешапер – «улучшать»), потому что она «улучшала» еврейских детей, то есть преданно заботилась о них; а в книге Диврей аямим она названа Йеудия (то есть «еврейка»), потому что она спасала еврейских детей, как истинная еврейская мать.

Раби Йеуда а-наси, который составил Мишну, сказал, что Йохевед была матерью всего народа Израиля. Когда его спросили, что означают эти слова, он ответил, что Йохевед была матерью Моше, который равен всему народу Израиля…

У итальянских евреев есть особая хвалебная пень в честь Йохевед, которую они читают в праздник Симхат Тора. Они воспевают праведность и благие дела Йохевед именно в этот день, когда все евреи пляшут со свитками Торы, потому что Йохевед была матерью Моше, который получил Тору на горе Синай и передал ее народу Израиля.

Йохевед удостоилась великой отрады от своих детей. После того, как сыны Израиля пересекли Черное море, Йохевед видела, как ее дочь Мирьям пляшет и веселится с бубнами и тимпанами, и все женщины народа Израиля вслед за ней. Она видела, как ее сыновья – Моше и Аарон – удостоились великого почета, когда Моше стал вождем народа Израиля, а Аарон – первосвященником.

№: 11