Categories: Из учения Ребе
      Date: 24.02.2010
     Title: Об особой духовной ступени

Почему женщина совершила грех древа познания, и почему при даровании Торы на горе Синай женщины упомянуты прежде мужчин. Об особой духовной ступени, на которой стоят женщины, и об их силе спасать мужчин от грехов.



Ребе

«…и не прикасайтесь к нему» (Берешит, 3:3)

В Мидраше описывается развитие событий, которое, в конце концов, привело Адама и Хаву к греху древа познания: сначала Змей обратился к Хаве с вопросом, запретил ли им Всевышний вкушать плоды всех деревьев в раю. Та ответила, что плоды всех деревьев разрешены им, кроме плодов древа познания, о котором Всевышний сказал: «Не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете». Когда Змей услышал эти слова, он толкнул Хаву на древо познания и сказал: «Вот видишь, ты не умерла».

 

Мидраш объясняет, что ошибка Хавы заключалась в том, что она прибавила к словам Всевышнего свои собственные слова. Всевышний запретил только вкушать плоды этого дерева, а Хава прибавила от себя запрет прикасаться к нему. Этим она дала возможность Змею ввести ее в грех, а вместе с ней – и Адама.

 

Наши мудрецы, благословенна их память, объясняют, что Хава допустила эту ошибку потому, что слышала запрет не напрямую от Всевышнего, а в пересказе Адама. Если бы она услышала запрет непосредственно из уст Всевышнего, то она бы не только не согрешила и не ввела в грех Адама, но и сама защитила своего мужа от греха.

 

Поэтому во время дарования Торы на горе Синай Всевышний повелел Моше передать Тору прежде всего женщинам и только потом мужчинам. Вот как наши мудрецы объясняют стих Торы: «Так скажи дому Яакова и возвести сынам Израилевым» (Шмот, 19:3) – «дом Яакова – это женщины, а сыны Израилевы – это мужчины». Так Всевышний обеспечил то, что женщины будут стоять на страже Торы и заповедей во всех поколениях. Это стало для женщин исправлением греха Древа познания.

 

Особая мудрость

Особая духовная ступень женщины, при помощи которой Хава могла бы защитить Адама от греха (если бы только услышала запрет из уст Всевышнего), заключается в том, что она была сотворена иначе, чем мужчина: он был сотворен из праха земного, а она – из его ребра.

Вот как наши мудрецы, благословенна их память, толкуют стих Торы: «И перестроил Г-сподь Б-г ребро, которое взял у человека, в женщину». На иврите слово «перестроил» происходит от того же корня, что и слово «мудрость» (бина). Поэтому наши мудрецы говорят: «Женщине дана большая мудрость, нежели мужчине». Из этого следует, что женщина стоит на более высокой духовной ступени, нежели мужчина, а значит, она способна защитить его от греха.

Воспитание девочек

Это доказывает нам, насколько большое значение имеет воспитание девочек, чтобы они прониклись осознанием своей принадлежности к еврейскому народу и радостью от всего, что связано с еврейством. Такое воспитание, которое соответствует смыслу стиха: «Так скажи дому Яакова», закладывает прочную основу всей их жизни, когда они создадут еврейские семьи и станут подмогой для своих мужей, помогая им идти путями Торы.

В этом также заключается смысл благословения, которым благословляют молодую пару во время бракосочетания: «…как раньше веселил Ты Свои творения в Ган-Эдене». Мы благословляем молодых супругов, чтобы они достигли целостности, уготованной им с начала творения, еще до греха древа познания (на это намекает слово «раньше».

(Из книги «Шулхан шабат», составленной по беседам Любавичского Ребе, «Ликутей сихот», т. 3, стр. 747)