Ваигаш

("Маайан хай", том 11,  стр.135-137)

Из фразы "И приблизился к нему Юда… И да не разгневается господин на рабов своих!" Раши делает вывод, что Юда говорил с правителем Египта резко.

Когда Юда приблизился к первому человеку Египта, чтобы убедить его отпустить Биньямина, он не знал, что говорит со своим братом Йосефом. Он не узнал брата и думал, что перед ним – чужак, иностранец, второй после фараона человек в Египте.

И какой тон он выбирает для этого разговора? Он выбирает резкий тон. На первый взгляд это неразумное поведение. Скорее уж для такой ситуации подходит мягко-дипломатичное поведение и задушевные просьбы. И только если это не поможет, можно попробовать жесткий тон. Если же сразу начинать с жестого тона,  это может рассердить собеседника, и тогда уже нельзя будет поменять тактику на более дипломатичную.

Когда речь идет о таких "внешних" вещах, как деньги, например, следует руководствоваться именно этими соображениями. Сначала взвешивают, какой подход в данном случае с большей вероятностью принесет желаемые результаты, и затем действуют в соответствии с принятым решением.

Но когда речь идет о вещах, которые касаются самого интимного, "и душа его связана с его душой", не взвешивают и не рассуждают. Не прикидывают, как бы поудачней начать, а немедленно начинают действовать. Как гласит поговорка, когда больно – кричат.

Когда идет речь о жизненно важных вещах, резкий тон показывает, насколько говорящему важен предмет разговора. Слушатель понимает, что речь идет не о деньгах или славе, а о чем-то духовном и принципиальном, и слова проникают в его уши и сердце. Когда уже с самого начала обращаются к собеседнику со всей возможной страстью, он понимает, что речь идет о жизненно важном, и проявляет готовность помочь.

Раши говорит о Юде: "Отсюда понятно, что Юда говорил с правителем Египта резко".  "Отсюда понятно" – эти слова означают, что это – урок для каждого, где бы и когда бы он ни жил. Поведение Юды учит нас, как вести себя, когда нужно спасти еврейского ребенка от воспитания в чужой культуре. Так, как Юда, который говорил резко и не был способен взвешивать шансы.

Когда идет речь о духовности, о воспитании еврейских детей, об их спасении от "египетского воспитания", которое приводит к ассимиляции (а ведь это настоящая угроза жизни нашего народа!), нужно действовать как Юда – немедленно и всеми силами. Когда идут по этому пути – успех обеспечен!