Ваехи

("Маайан хай", том 11,  стр.150-152)

Вся глава "Ваехи" посвящена смерти Яакова и связанным с ней событиям. И поэтому название "Ваехи" (И жил) на первый взгляд кажется неподходящим для нее.

Апофеоз идеи жизни – это жизнь вечная и неизменная. Такое возможно только у Всевышнего, источника жизни, как сказано у пророка Ермияу: "А Г-сподь Б-г – истинный Б-г жизни". Истина – это то, что никогда не прекращается и никогда не меняется. То, что кончается, называется ложью и миражом. Поэтому река, которая пересыхает раз в семь лет, называется лживой рекой-миражом, и ее вода непригодна для освящения и не может называться живой водой.

Наши мудрецы говорят: "Печать Всевышнего – истина". Слово "истина" (эмет) на святом языке состоит из трех букв: алеф-мэм-таф, первой, последней и средней букв алфавита.  Истина неизменна всегда и всюду. Всевышний – это истина, и поэтому Он – Б-г живой и истинный или, другими словами, Б-г – это единственная настоящая реальность.

Творения не являются подлинной и самостоятельной реальностью, но лишь когда они связаны с Ним, Благословенным. И сыны Израиля называются живыми, потому что они связаны со Всевышним: " А вы, Связанные со Всевышним, все вы живы сегодня…"

Как будет выглядеть настоящая жизнь еврея в нашем материальном мире, в котором Б-жественное скрыто? Это будет преодоление всех испытаний, сомнений и трудностей, с которыми он сталкивается. Когда связь еврея со Всевышним остается совершенной, несмотря на преграды, его истинная жизнь раскрывается со всей ясностью

Так было и у праотца Яакова. Вся его жизнь кажется чредой утрат, вплоть до последних семнадцати лет перед смертью, которые он провел в Египте – "срамном месте земли". Всю свою жизнь он был верен Всевышнему, и все его двенадцать сыновей выросли б-гобоязненными людьми. И вот в конце жизни, в Египте, в окружении потомков-продолжателей его дела, стало очевидным, что все его нелегкие годы были настоящей жизнью – "И жил Яаков…"

Наши мудрецы говорят: "Праотец Яаков не умер. Пока живо его потомство, жив и он сам". Дети Яакова, продолжающие его дело, делают его жизнь вечной. Его путь не прекращается и не меняет цели – и поэтому он живет настоящей жизнью. Именно после его смерти становится очевидным, что его жизнь может называться истинной, потому что она вечна и неизменна. "И жил Яаков…"