Шмини

("Маайан хай", том 3,  стр. 52-54)

"И пришли Моше и Аарон в Шатер Завета, и вышли, и благословили народ, и открылась Слава Всевышнего народу". Во время семи дней подготовки к освящению Шатра Завета Б-жественное Присутствие еще не находилось в нем, и сыны Израиля опасались, что все их старания напрасны: в построенном ими Шатре не будет Б-жественного Присутствия, и их грехи не будут искупаться.

На восьмой день Моше сказал им: "Мой брат Аарон важнее меня, ведь это благодаря его жертвоприношениям пребудет на вас Б-жественное Присутствие".

Между служением Моше и Аарона есть разница. Моше притягивал Б-жественный свет сверху вниз – чтобы святость высших миров спустилась вниз, в наш мир. Так, именно при его посредничестве Тора спустилась с небес в наш мир.

Аарон же, напротив, поднимал этот мир наверх, к святости. Он зажигал храмовый светильник, чтобы пламя его поднималось вверх, и тем самым приближал сынов Израиля к Б-жественности. О нем сказано, что он "любит всех евреев и приближает их к Торе".

***

Всевышний спускает Свою святость сверху вниз, чтобы творения внизу очистились и поднялись выше. Так было во время дарования Торы – Всевышний спустился на гору Синай, и это послужило предисловием для подъема – подъема Моше на гору Синай. Спуск сверху приобретает смысл только тогда, когда за ним следует подъем.

Моше спустиль сверху вниз, и тогда пришло время Аарона поднимать снизу наверх. Это гораздо более высокий уровень  Б-жественного Присутствия. Поэтому Моше и сказал, что Аарон важнее его…

***

Какова мораль? Каждый, кто хочет, чтобы на нем почило Б-жественное Присутствие, должен уподобиться Аарону - любить мир и стремиться к миру, любить всех евреев и приближать их к Торе. Такое отношение к окружающим принесет пользу не только им, но и  тому, кто так поступает, ибо Б-жественное Присутствие почиет на деле рук его.