Матот, масаэй

("Маайан хай", том 4,  стр. 126-129)

В недельной главе Матот говорится об обетах.

Еврей может взять на себя обет никогда не делать чего-либо. В некоторых случаях этот обет можно отменить. В частности, отец может отменить обет, данный незамужней дочерью, муж – обет, данный женой, и муж, и отец – обет обрученной невесты.

На первый взгляд, у мужа больше правомочий, чем у жениха. Однако по еврейскому закону муж не может отменить обет, данный его женой до свадьбы. Жених же может отменить и обеты, данные его невестой до обручения. Почему? Потому что в период от обручения до свадьбы невеста принадлежит в равной мере жениху и отцу, и у жениха есть те же права, что и у отца. Значит, жених имеет право отменять все обеты, принятые его невестой, пока она жила в доме отца, в том числе до обручения.

Таким образом, у жениха в чем-то есть преимущество перед мужем.

То же самое и в служении Всевышнему. В нем есть два уровня – обручения и брака. Брак – более высокий уровень, когда еврей сливается со Всевышним в единое целое. Обручение – это когда препятствия материального мира уже не имеют значения для еврея, но он еще не слился со Всевышним в единое целое.

Но, хотя обручение – более  низкая ступень по сравнению с браком, у него есть свои преимущества. Как мы уже знаем, жених имеет право отменять все обеты невесты, ведь он уравнен в правах с отцом, который не ограничен определенным периодом. Жених связан с отцом и действует совместными с ним силами.

То же самое и еврей, чье служение Всевышнему подобно обручению. Он действует силой Всевышнего и способен сделать многое. Совсем не то, когда он уже на уровне брака: с одной стороны, он объединен со Всевышним; с другой стороны, он может подумать, что способен действовать самостоятельно, без помощи Всевышнего, как муж может принимать решения относительно жены без ее отца.

Из этого мы можем извлечь урок: на какой бы ступени служения Всевышнему еврей бы ни находился, даже на самой высокой (уровень брака), он не должен забывать, что одними своими силами он ничего не достигнет. Он должен быть постоянно связан с Тем, Кто выше него, и знать, что есть и более высокие уровни, которых он не достиг.

На каком бы со уровне еврей бы ни находился, он должен знать, что это только начало его работы, и его связь Всевышним отменит любые препятствия, как жених может отменить любые обеты невесты.