Лех Леха

("Маайан хай", том 11,  стр., 29-30)

Неделя, когда читают главу Торы "Лех Леха", называется по-настоящему веселой. Одна из причин этого – то, что в этой главе начинаются события, которые приводят в конгце концов к дарованию Торы.

В главе "Берешит" говорится о сотворении мира (работа высших миров). В главе "Ноах" говорится о грехах поколения потопа (поступки в нижнем мире). И только в главе "Лех леха" возникает связь между высшими и низшими мирами. Всевышний приказал Аврааму покинуть Харан и идти в Ханаан. Это первый этап подготовки к дарованию Торы, которое окончательно соединило высшие и низшие миры.

Мидраш связывает приказ "Иди себе" – "лех леха" – с поведением Авраама. В нем есть нечто, чего не было в поведении Ноаха. Он просит у Всевышнего милосердия к грешникам Сдома, а не отворачивается от них, как это сделал Ноах по отношению к своему греховному поколению. Точно так же позднее Моше проявил самопожертвование ради грешников, создавших золотого тельца. Кстати, Авраам просил милосердия к грешникам ради тех немногих праведников, которые, возможно, найдутся среди них.

Время Авраама предшествует дарованию Торы. Нижние миры еще не соединились  с верхними. Нет еще места молитве за нижние миры. Потому Ноах и не молился за других.

Моше же был вождем евреев уже после дарования Торы, после соединения высших миров с низшими. И потому Моше просил Всевышнего за грешников уже не ради праведников, а ради них самих.

Авраам еще не мог просить за грешников Сдома ради них самих, но уже и не мог игнорировать их, как Ноах. И это уже шаг навстречу соединению высших и низших миров, навстречу дарованию Торы. Потому-то уже и стало возможным просить за грешников если не ради них самих, то хотя бы ради праведников в их среде.