Дварим

("Маайан хай", том 5,  стр. 1-3)

В Талмуде написано, что учитель наш Моше написал книгу Второзаконие "сам". Сам – это значит пророческим духом, - объясняют комментаторы Талмуда.

О Моше сказано: "И не встал в Израиле пророк как Моше". В пророчестве есть много уровней. Моше стоял на высшем из уровней пророчества. Понятно, что все, что Моше говорил "от себя", также являлось пророчеством. По выражению наших мудрецов, "Б-жественное Присутствие говорит его устами". Проще говоря, Моше полностью слился с Всевышним.

То же самое можно сказать и о торанических открытиях танаев и амораев и мудрецов последующих поколений. "Все, что мудрец может открыть в Торе, было дано Моше на горе Синай". Ведь это не их собственные открытия и идеи, а знания, данные Моше на горе Синай. Просто эти знания передаются нам таким путем – путем открытия их мудрецами.

В книге Второзаконие сказаны не только новые  вещи. Она потому и называется Второзаконие, что в ней объясняются многие вещи из предыдущих книг. Без нее мы бы не знали, как исполнять на практике многие заповеди, о которых говорится в предыдущих книгах.

В каждом поколении мудрецы Торы делают открытия и обнародуют новые постановления. Недопустимо относиться к этим постановлениям пренебрежительно только потому, что "наши предки так не делали". Пренебрегая ими, мы ставим под сомнение всю Тору. Новые постановления помогают нам правильно соблюдать всю Тору.

Второзаконие было прочитано впервые перед поколением, которое должно было войти в Землю Обетованную. Это была подготовка к переходу из пустыни, в которой у евреев не было нужды заниматься материальными вопросами, в Землю Израиля. Здесь нужно было зарабатывать на жизнь, заниматься прочими материальными делами, и именно с помощью материальных предметов и действий создавать жилище для Всевышнего в этом мире.

Поколение пустыни могло получить Тору непосредственно, из первых рук. Но поколению, которое вошло в Землю Израиля, которое связано с материальным миром и должно заниматься материальными вещами, необходимо было услышать слова Торы от Моше. Моше – посредник между Б-жественным и людьми. Вот потому именно это поколение получило книгу Второзакония, написанную Моше.

То же самое происходит в каждом поколении: каждое последующее поколение ниже предыдущего, и слово Б-га передается ему в большем количестве "одежд". Но мы должн6ы помнить: хотя слова Торы и меняют внешнюю форму, хотя есть в торе "открытия", которые сделаны только недавно, все они – слова Б-га живого и даны на горе Синай, как и Десять Заповедей.  Именно помощью исполнения современных постановлений Торы мы исполним свое предназначение и приблизим приход Машиаха.