Балак
("Маайан хай", том 4 , стр. 104-105)
Эта недельная глава названа по имени нееврея, да к тому же еще злодея, желавшего гибели еврейского народа. Как же такое может быть!?
Конечно, есть еще одна недельная глава, которая названа именем другого грешника, Кораха. Но все-таки есть разница: Корах еврей, и его дети раскаялись и не повторяли поведения отца.
О Балаке же сказано в Мидраше, что он был самым большим ненавистником евреев. И все же его имя почему-то увековечено в названии недельной главы Торы.
Причина в том, что имя Балак намекает на то, что в еврейской философии называется термином "исхапка".
Исхапка – это превращение зла в добро, тьмы – в свет, горечи – в сладость. Каким образом? В данном случае – посредством того, что одним из потомков Балака станет Машиах.
Машиах – потомок царя Давида, Давид – потомок моавитянки Рут, принявшей еврейство, а Рут - внучка того самого Балака.
Вот поэтому недельная глава и названа именем Балака – научить нас, что даже такое зло, как моавитянский царь Балак, можно превратить в самое большое добро – власть потомка Давида.
Именно поэтому в этой недельной главе находится и пророчество о будущем царстве потомка Давида: "Поднялась звезда Яакова и встало колено в Израиле".
Из этого следует вывод:
Даже если мы погрязли в грехе, не нужно отчаиваться. Мы должны помнить, что если даже из злодея Балака вышло что-то хорошее, тем более из нас, евреев, детей Всевышнего, конечно же, выйдет хорошее. В наших силах сделать это – совершить раскаяние и вернуться на правильный путь.
То же самое и по отношению к ближнему. Когда мы встречаем еврея, совершающего дурные поступки, опустившегося ниже некуда, нельзя забывать, что зло можно превратить в добро!
На него нужно влиять, пробуждать его душу, ведь известно, что в конце концов все евреи сорвершат раскаяние.